Человек испокон веков пытался улучшить недостаточный слух с помощью технических средств. На древнеегипетских фресках изображены люди, которые держат за ухом сложенную лодочкой ладонь. Это – первый слуховой аппарат древности, которым пользовались люди.
В поэзии Востока – на арабском языке и фарси – Александр Македонский именуется «двурогим». Почему? Есть предположение, что герой древнего мира страдал тугоухостью. Дело в том, что у Македонского была асимметрия тела, и выражалась она в искривлении лица, что могло быть связано с деформированной или закрытой ушной трубкой. На одной из монет – тетрадрахме – Александр Македонский изображен в диадеме, к которой прикреплен бараний рог, широкое отверстие которого было направлено вперед, а острый конец прилегает к ушной раковине. Если приглядеться, то можно заметить одну деталь. Она расположена вблизи острия рога и напоминает по строению трубочку. Она проходит рядом с козелком и загибается во внутрь.
Македонский «вел происхождение» от египетского бога Амона. Этого бога изображали в образе барана. Не исключено, что Александр использовал рога в качестве слухового аппарата при всей их прозрачной символике. Ведь такие рога практически не отличаются от двойных слуховых рожков, укрепленных на головном обруче, которые производили в начале 19 века. Причем, на разных монетах конструкция слуховых рогов изображена представлена по-разному – это указывает на то, что Александр экспериментировал, пытаясь найти оптимальный «аппарат» с максимальной слышимостью. К примеру, на одной из монет рог расположен не на ухе, а за ним, повторяя изгиб края ушной раковины и выступая над ним так, что площадь ушной раковины увеличивается, при этом ее звукоулавливающая способность возрастает. И при этом головной обруч проходит не поверх раковины, а глубже, заканчиваясь сзади уха. Здесь речь идет о металлическом зажиме, который давит на рог за ухом, тем самым слегка отгибая ушную раковину вперед. Такое приспособление напоминает распорку для уха, использовавшуюся уже в новое время.
Сохранилась расписная греческая ваза, на которой бог виноделия Дионис изображен в виде деревянной статуи, которой воздавались почести в храме у подножия Акрополя. Эта статуя украшена венком из виноградной лозы и двумя большими чашами за ушами, которые служили в качестве слуховых средств. Дионис был судьей на состязаниях поэтов и музыкантов, а посему он нуждался в хорошем слухе, чтобы уловить звук такого тихого инструмента, как лира.
Не исключено, что Македонский соединил элементы культа Амона с элементами культа Диониса. Кроме того, Александр изменил способ ношения «рогов» в соответствии с акустическими требованиями, т.е. основание рога расположено горизонтально, отверстием вперед, а острие уходит вертикально вниз и загибается к уху.
Добавить комментарий